Текстильщики, изобретатели, а также горный инженер и ветеринарный врач — такие люди несут ответственность за создание ведущих мировых брендов шин. Многие из этих людей вошли в историю как настоящие провидцы, разглядевшие потенциал зарождающегося автомобильного рынка и сумевшие ускорить его развитие.
Ветеринар, который изобрел шину (Dunlop)
Начнем с Европы, ведь именно здесь родились пионеры этой отрасли, и в их первых открытиях было что-то от истории Архимеда и его «эврики». Многие из них произошли при совершенно неожиданных обстоятельствах. Шотландец Джон Бойд Данлоп, родившийся 5 февраля 1840 года, не имел заработка инженера — он получил образование ветеринара в Эдинбургском университете. В 1867 году он переехал в Даунпатрик, Ирландия, где вместе со своим братом Джеймсом открыл собственную клинику для животных. Четыре года спустя он женился на Маргарет Стивенсон, от которой у него родились дочь и сын.
Когда в октябре 1887 года Данлопы жили в Белфасте, у Джона Бойда возникла идея, как усовершенствовать трехколесный велосипед, на котором его первенец ехал перед домом по ухабистому тротуару. Цельнорезиновые шины были неудобны, потому что плохо поглощали неровности. Данлоп, посоветовавшись с другом-портным, решил поставить на колеса конструкцию, состоящую из склеенных слоев резины и брезента, и ввести воздух внутрь, используя футбольный насос, используя ниппель в качестве клапана. Эврика!
31 октября 1888 года Данлоп запатентовал свое изобретение, но благодаря Уильяму Хьюму, ирландскому велосипедисту, прославился на всю территорию Британских островов. Хьюм использовал его на своем велосипеде, когда выигрывал гонку за гонкой в конце 1880-х годов. В мае 1889 года одна из таких побед была в Королевском колледже Белфаста. Хьюм победил в том числе сыновей президента Ирландской велосипедной ассоциации Харви Дю Кро. Он заинтересовался пневматической автошиной шотландского ветеринара, а затем начал с ним сотрудничество, результатом которого стала будущая компания Dunlop Pneumatic Tire Company.
Интересно, что Джон Бойд в итоге продал Дю Кро не только права на свой патент, но и доли в созданном предприятии. Её продали за скромную сумму, и в 1896 году он ушел из шинной промышленности. Говорят, что один из величайших изобретателей в своей истории не видел большого будущего для этой отрасли (массовое развитие автомобилестроения в то время было еще футуристической мечтой). Закончив ветеринарную практику, он переехал в Дублин, где у него был небольшой текстильный бизнес. Данлоп умер 23 октября 1921 года, а шины Dunlop продолжают выпускаться и по сей день.
От текстиля до шин
Основатели брендов Avon и Viking пошли прямо противоположным путем – от текстильной промышленности к шинной. Господа Э. Г. Браун и Дж. К. Маргетсон начали свое развитие с серьезного бизнеса в 1885 году, когда они купили швейную фабрику Avon Mill в Лимпли-Сток. Но, в отличие от Джона Бойда Данлопа, они увидели больший потенциал в резиновой промышленности, поэтому четыре года спустя купили завод в Мелкшеме, где начали производить шланги, конвейерные ленты и шины, первоначально из твердой резины. В 1900 году под названием Avon India Rubber Company они выпустили первую пневматическую резину для велосипеда, а в 1906 году — для автомобиля.
Когда родился норвежец Питер Матиас Британус Олсен Роуд, Джей Данлоп все еще работал с животными в Даунпатрике, Ирландия. Это был 1876 год (Роуд родился 23 сентября). Всего в 24 года он основал Rowde&Co, оптовую компанию, которая импортировала одежду из других стран, в основном из Скандинавии. Позже он также работал в сфере промышленного строительства и за это время пришел к выводу, что Норвегия недостаточно использует свой экспортный потенциал, особенно в растущей резиновой промышленности. В 1906 году он основал компанию «Viking» Gummivarefabrik, которая вначале в основном занималась производством галош, резиновых подошв, каблуков и других аксессуаров для обуви. Лишь в 1931 году Роуд сделал ставку и на покрышки, что сразу же принесло ему не только огромную прибыль, но и признание в высших государственных кругах. В 1933 году за вклад в развитие народного хозяйства Роуд был награжден Королевским орденом Святого Олафа — старейшей и высшей наградой Норвегии за гражданские и военные заслуги.
Добыча полезных ископаемых, бумага, а затем…
Также на холодном севере совершил необычную деловую поездку Кнут Фредрик Идестам, родившийся 28 октября 1838 года, финский горный инженер и самая важная фигура в долгой истории бренда Nokian. Он продолжил свои семейные традиции в горнодобывающей промышленности – его отец был членом горнорудных властей всего Финляндского княжества. Кнут Фредрик присоединился к ним в 1864 году, получив основательное образование в этой области и окончив его в Германии. Но путешествуя по германским федеральным землям, во Фрайберге он увидел только что открывшийся современный завод по производству машинной бумаги из целлюлозы. Официально эта технология была представлена в Париже в 1867 году Генрихом Фельтером и Иоганном Маттеусом Фойтом.
Из-за растущего спроса на бумагу в индустриальную эпоху, охватившую Европу и Северную Америку, это изобретение открыло совершенно новые возможности. Идестам заметил их и справедливо рассудил, что Финляндия может стать ключевым рынком для ее дальнейшего использования, особенно учитывая неограниченные лесные ресурсы скандинавской страны. Вернувшись на родину, он заказал машины конструкции Фельтера, на что получил согласие Сената. В 1866 году недалеко от Тампере начала работать первая бумажная фабрика Идестама. Через несколько месяцев местная газета Tampereen Sanomat стала первой в Финляндии, начавшей печатать на бумаге, содержащей целлюлозу. Бумагу, разумеется, предоставил решительный горный инженер.
В 1868 году Идестам открыл свою вторую фабрику в городке в 15 км к западу от Тампере. Город назывался Нокия. Nokia Wood Mills заложила основу для более позднего глобального шинного бренда Nokian Tyres. Там же, в 1904 году, началось производство резинового ассортимента нового предприятия, основанного еще при жизни Идестама – Suomen Gummitehdas Oy, или Финский резиновый завод. В 1912 году Nokia Corporation развилась из всей бизнес-структуры, которую он начал. Идестам не дожил до выхода компании на рынок покрышек (1920-е годы). Он умер в 1916 году. По сей день он считается одним из самых выдающихся промышленников, ответственных за экономический бум Финляндии 100 лет назад.
Батя – чешский провидец
Его называли «Генри Фордом Восточной Европы». Чех Томаш Батя (родился 3 апреля 1876 года в Злине) происходил из семьи сапожников и начал работать в обувной промышленности в 14 лет. Вопреки воле отца Батя присоединился к компании Faber, производившей сапожные машины. В 1894 году вместе со своим братом Антонием и сестрой Анной он основал компанию, названную в его честь. Эта компания — Bata, функционирует, как известно, по сей день и известна во всей Европе. Но для Томаша производство обуви всегда было недостаточно, и на протяжении многих лет он был вовлечен в различные коммерческие предприятия, которые имели мало общего с его родительской сферой.
В начале XX века он уехал в Америку, где нашел работу на одном из заводов. Он посетил заводы Ford и привез с собой в Чешскую Республику много идей по управлению промышленными предприятиями. Когда его обувная компания начала развиваться, он построил для своих сотрудников жилые комплексы, которые сохранились до наших дней и являются исторической визитной карточкой города Злин, прекрасным свидетельством модернистской архитектуры. Но еще больше Злин обязан Бате, и сравнения с американским провидцем Генри Фордом здесь вполне оправданы. Батя инвестировал в химическую, текстильную, бумажную, сельскохозяйственную, машиностроительную и авиационную промышленность – Zlinskie Zakady Lotnicze – это его работа.
Он открыл два буроугольных рудника, гостиницу «Москва» в Злине, киностудию, издательство, транспортную и страховую компании. Благодаря ему в Злине были построены две электростанции, муниципальная инфраструктура, спортивные сооружения, больницы, школы, библиотеки, кинотеатры, церкви – словом, беспрецедентная реализация мечты об идеальном городе. Трудно сосчитать все отрасли, с которыми был связан Батя, но нас больше всего интересует именно эта – шины.
Судя по всему, «чешский Форд» начал производить шины – сначала для велосипедов, а с 1932 года и для автомобилей, потому что таким образом он хотел сократить расходы на транспортировку своей продукции в порты или корпоративным клиентам. Незадолго до начала Второй мировой войны завод Bata ежегодно выпускал 250 000 автошин. Интересно, что с самого начала их использовал сам Томаш, в роскошном Линкольне.
Провидец из Злина не видел дальнейшего развития своего гигантского бизнеса в 1930-е годы, в июле 1932 года он погиб в авиакатастрофе — его частный самолет разбился вскоре после вылета из Отроковиц в Цюрих. Что случилось с шинной компанией Бати? В 1945 году, когда на Чехословакию, как и на всю Центральную и Восточную Европу, опустился железный занавес, компания Bata была национализирована и объединена с двумя другими чешскими шинными брендами. Bata, Rubena и Mitas создали государственную компанию Barum, которая уже более двух десятилетий является частью немецкой компании Continental.
Метцелер – герой мотоциклистов
Было бы трудно определить многих бизнесменов, в том числе на шинном рынке, которые работали в таких масштабах, как Батя. Но Роберт Фридрих Метцелер (родился 10 мая 1833 года в Меммингене) также заслуживает имя очень разностороннего предпринимателя. До того, как он основал шинный бренд Metzeler, ценимый и по сей день особенно мотоциклистами и носящий его имя, он работал на химическом заводе в Брюсселе, затем на парфюмерной фабрике, а в 1863 году основал в Мюнхене компанию по торговле резиновыми изделиями, например спортивным инвентарем, игрушками, дождевиками и элементы, используемые в промышленности и хирургии. Бизнес процветал настолько хорошо, что Метцелер решил не только торговать, но и производить.
В 1871 году он открыл свою первую фабрику и зарегистрировал OHG Metzeler&Co в Мюнхене. Это был еще один большой шаг — спрос на резиновые изделия был настолько велик, что немецкий предприниматель в середине следующего десятилетия построил второй завод. До выхода Metzeler на рынок покрышек (первоначально велосипедные шины — в 1892 г., а в 1907 г. — еще и шины для грузовых автомобилей и автобусов), он сотрудничал, среди прочего, с развивающейся авиацией в своей стране. Он предоставил компоненты для производства воздушных шаров, дирижаблей и других летающих конструкций.
Мецлер умер в 1910 году и не дожил до великого триумфа своей компании, который, несомненно, стал ее дебютом в сегменте шин для мотоциклов. Бренд, который он основал, был ответственен за межвоенный автомобильный бум в Германии, например, с самой продаваемой моделью Prismator.
Пирелли, скромный сын пекаря
Великой фигурой для всего автомобильного мира был Джованни Баттиста Пирелли, родившийся 27 декабря 1848 года в Варенне. Создатель силы бренда Pirelli — еще один провидец шинной индустрии. Его детство было непростым – с девяти лет он воспитывался одной матерью. От отца, который рано ушел из жизни, Сантино Пирелли, Джованни узнал его жизненное кредо: «Только упорным трудом можно чего-то добиться». Когда Пирелли-младшему было 13 лет, он отправился учиться в Милан и завершил свое образование, получив степень инженера в 1870 году. Сын пекаря оказался отличником, как один из лучших выпускников Высшего технического института в Милане, он выиграл стипендию в 3 миллиона лир и пропуск на стажировку в ведущие европейские компании.
У Pirelli была идея для компании, но не было денег, чтобы запустить ее. Вот почему он написал подробный бизнес-план, который благодаря одному из его наставников убедил группу иностранных инвесторов вложить значительные средства. Это давало ему финансовую устойчивость в начале деятельности, но в то же время – ставило его в зависимость от чужих решений. Основанная в 1872 году компания GBPirelli&Co начинала свою деятельность медленно, в то время ее акционеры рассчитывали на быструю прибыль, поэтому Джованни старался максимально расширить свое производство: от медицинских принадлежностей (например, хирургических перчаток), до аксессуаров, резиновых сапог и купальных шапочек, к трубам и проводам. В 1883 году кабели фабрики Пирелли использовались для освещения Ла Скала в Милане. Через три года Pirelli разработала технологию производства подводных телеграфных кабелей.
Последним шагом к успеху в бизнесе были автошины. В 1890 году Джованни представил первые модели велосипедных шин. Одиннадцать лет спустя — модель Ercole для легковых автомобилей. Затем – он позаботился о должном продвижении своей продукции, а их ареной стали ралли и гонки, которые пользовались в Италии необычайной популярностью. Слава о бедном сыне пекаря быстро распространилась по стране — Пирелли стал сенатором как степенный человек, затем президентом Всеобщей конфедерации итальянской промышленности, он также неоднократно награждался высшими орденами Италии. Перед своей смертью в 1932 году он оставил компанию своим сыновьям Альберто и Пьеро, и развитие марки шин Pirelli продолжилось.
Художник и архитектор спасают Michelin
Совершенно иначе сложилась судьба одного из самых значимых шинных брендов мира — французского Michelin. Братья Андре (род. 16 января 1853 г.) и Эдуард (род. 23 июня 1859 г.) были родом из Клермон-Феррана, но связали свою карьеру с Парижем. Совсем другое: старший Андре сделал себе имя как инженер, младший Эдуард получил художественное образование в столице и был весьма перспективным живописцем. Их жизнь повернулась на 180° в середине 1880-х годов, когда они решили вернуться в Клермон-Ферран, чтобы спасти семейный бизнес — компанию «Michelin and Co», которую их дед создал в 1832 году. Компания занималась торговлей, среди прочего, сельскохозяйственным оборудованием и различными резиновыми элементами (например, клапанами, ремнями, уплотнениями), но после смерти ее основателя пришла в упадок.
В 1886 году 33-летний Андре приобрел компанию Michelin et Cie, находившуюся на грани банкротства. С большими намерениями, но с небольшим знанием отрасли, в которой работала компания. Старший Мишлен был инженером, но специализировался на архитектуре и металлических конструкциях. Еще более тяжелое решение пришлось принять его брату, которому пришлось покинуть парижскую богему и, как только он вернулся в Клермон-Ферран, как он признавался своим друзьям, совершенно не знал, что ему на самом деле делать.
«Единственным способом узнать о моей новой профессии были разговоры с сотрудниками. Так что я спрашивал обо всем, каждый день», — рассказывал Эдуард.
Возможно, именно его артистическая душа помогла изменить судьбу марки, которая вскоре станет мировым магнатом на шинном рынке.
Это было совпадением. Однажды на завод Мишлен приехал велосипедист со спущенной шиной. Пневматическая шина – изобретение Джона Бойда Данлопа, была революционной, но прилипшая к ободу колеса резина существенно мешала и продлевала ее замену. Итак, Эдуард сконструировал покрышку, соединенную с диском винтом и зажимами. В августе 1891 года во время гонки Париж-Брест-Париж у гонщика Шарля Террона, ехавшего на шинах Michelin, спустило колесо, но он был единственным, кто смог быстро устранить неисправность. Он пришел к финишу первым. Братья Андре и Эдуард и представить не могли лучшей рекламы. Позже они таким же образом продвигали свои шины в автомобильных соревнованиях.
Самое интересное, что когда их компания начала добиваться впечатляющих успехов, Андре, инженер, занялся ее маркетингом и продвижением. Эдуард — художник, отвечающий за исследования и производственный процесс. Старший брат умер 4 апреля 1931 года в возрасте 78 лет. Эдуард – 25 августа 1940 года, в возрасте 81 года. Их миссия по спасению семейного бизнеса была невероятно успешной.
Выбор летней резины, топ-10 лучших производителей
Sava: три купца и инженер
Интересна и история основателя австрийского бренда Semperit, одного из старейших в Европе, принадлежащий концерну Continental. Иоганн Непомук Рейтхоффер (родился 13 апреля 1781 года в Фельдсберге) был сыном портного, изначально не собиравшегося продолжать семейные традиции. Он изучал химию в Сорбонне, а после возвращения из Франции поселился недалеко от Вены, где в 1824 году наладил производство непромокаемой одежды и тканей. Два десятилетия спустя у него уже было два завода и работало более 200 сотрудников.
В 1853 году он передал процветающую компанию своим сыновьям: Эдуарду, Людвигу, Рудольфу и Морицу. Но только его сыновья решили выйти на шинный рынок на рубеже 20-го века. Интересно, что у Райтхоффера до сих пор есть улица в Вене за его заслуги перед австрийской экономикой.
Густав Беккер и Мориц Хазенклевер основали компанию Fulda в 1900 году. Оба были бизнесменами, которые долго искали подходящую отрасль. Хазенклевер попробовал себя в качестве строителя. Беккер изначально хотел стать врачом. Однако, когда они сосредоточились на резиновой промышленности, в 1901 году они начали производить подошвы для обуви, коврики и галоши. До того, как они представили первые велосипедные покрышки, они предлагали шины для детских колясок и конных повозок.
У Atlanta, основанной в 1920 году в Крани, сегодняшней Словении, было целых четыре акционера. Братья Франк и Петер Суми ранее занимались торговлей. Покупателем был также Йозко Вебер, но из близлежащего Зали Лога, а Алойз Пирц был квалифицированным инженером. Через год их компания под названием «Вулкан» начала выпускать широкий ассортимент резиновых изделий — обувь, мячи, плащи и игрушки. Бизнес процветал, но через 10 лет стала очевидной коммерческая жилка его создателей. Господа Суми, Вебер и Пирц продали компанию вышеупомянутому Semperit. Добавим, что имя Sava, известное и по сей день, появилось только в 1946 году, когда предприятие было национализировано. Сегодня словенский бренд Sava входит в состав концерна Goodyear.